Рух Прогресивного Іудаїзму розпочався наприкінці 18 сторіччя в Західній Європі та поширився в Західних областях сучасної України та на її півдні. Так, в 1826 році у Львові та Одесі були побудовані перші реформістські синагоги, а пізніше десятки громад, світських єврейських шкіл та синагог були створені по всій Україні. До складу Релігійного Об’єднання Громад Прогресивного Іудаїзму України (РОГПІУ) входить 28 громад, які проводять свою діяльність для майже 6 тисяч своїх прихильників. РОГПІУ – член Всесвітнього Союзу Прогресивного Іудаїзму, якій об’єднує Реформістські, Ліберальні, Прогресивні та Реконструктивістські іудейські громади у понад 50 країнах світу. Це плюралістичний голос та душа найбільшої релігійної іудейської течії у світі, що впливає на мільйони вірян, котрі шукають поєднання традиції та сучасного проявлення їхньої духовної та культурної ідентичності. Рух Прогресивного Іудаїзму - це ще один дороговказ як бути євреєм, що прагне пов’язати сучасне життя з єврейським вченням; крокує по шляху постійного розвитку єврейської традиції та шукає відповіді на актуальні питання сьогодення; спрямовує єврейське виховання в дусі плюралізму та гендерної рівності; показує шлях до єдності у різноманітті думок та поваги до ближнього незалежно від національності та віросповідання. Рух Прогресивного Іудаїзму першим ініціював встановлення прямого діалогу з лідерами різних напрямків релігійного вчення, послідовники яких ідуть до однієї мети – розуміння милосердного і справедливого Бога, створенню суспільства миру, милосердя і справедливості.
Первый раздел трактата Мишны «Поучение Отцов» (1.18) заканчивается словами Рабби Шимона бен Гамлиеля «На трех основаниях стоит мир: на правосудии, истине и мире, как сказано: «Судом истины, справедливости и мира судите во вратах ваших» (Захария 8.16)». Многие комментаторы отмечают, что там, где есть правда - есть справедливость, а там, где есть справедливость - есть мир. Мысли мудрецов подтверждали идею Божественного замысла творения Мира и человека, замысла Творца о создании общества, в котором будет господствовать мир, справедливость и милосердие, что приведёт к установлению Мессианской Эры. Как следствие этого замысла - не только Бог справедлив по отношению к своим творениям, но и человек, созданный по образу и подобию Бога, обладает качеством справедливости по отношению к другим людям, животным и созданному Богом Миру. Поэтому, одним из фундаментальных принципов Иудаизма является принцип персональной и коллективной ответственности за собственные действия и коллективные поступки. Иудаизм делает акцент на праведных поступках не только из-за того, что они являются следствием истинной веры, но, что более значимо, истинная вера формируется благодаря поступкам. Золотое правило Иудаизма «Люби ближнего своего, как самого себя: Я Бог твой» (Ваикра 19.18) становится лейтмотивом социальной справедливости особенно в рамках общин Прогрессивного Иудаизма.
Детальніше...
Прогрессивный иудаизм в конце 19 -- начала 20 века находился далеко от идей сионизма, как и ряд религиозных течений в иудаизме в те времена. Члены общин прогрессивного иудаизма предпочитали отказаться от стремления к возрождению национальной сущности еврейства из опасения, как бы их не обвинили в двойной национальной лояльности - стране своего
проживания и еврейской нации.
Вместе с тем следует отметить, что такие видные деятели сионистского движения как рав Стефан Вайс, рав Аба Гилель Сильвер и рав Йегуда Лейб Магнус, были реформистскими раввинами. Рав Аба Гилель Сильвер представил еврейское "государство в пути" в учреждениях ООН, а рав Йегуда Лейб Магнус стал основателем и президентом Еврейского Университета в Иерусалиме.
Детальніше...
Слово молитва (тфила, иврит) возможно, произошло от глагола «судить себя» (легитпалель) и смысл его в том, что в молитве люди призывают Бога судить все их мысли и поступки, при этом, оно может подразумевать самооценку. Во время молитвы человек устанавливает связь с Богом и самим собой, поэтому важно понимание и искренность молитвы. Служение Богу, на иврите Авода, по мнению Шимона-праведника (4 в до н.э. Вавилонский Талмуд, Трактат Йова 69a), является одной из трех основ, на которых зиждется мир: «На трех основах стоит мир: на изучении Торы, на служении Богу и на добрых делах» (Мишна, Трактат Авот 1:2). При этом мудрецы Талмуда (Вавилонский Талмуд, Трактат Таанит 2a) понимали молитву как «служение сердца или труд души» - «Авода шебалев».
Чистота намерений и сосредоточенность – вот основные требования при произнесении молитвы, чтобы она действительно стала «Авода шебалев». Важно не количество молитв, а качество – понимание произносимых слов.
Детальніше...
Шаббат представляет собой уникальный вклад евреев в мировую цивилизацию, предоставляя человеку передышку от бесконечного труда и конкуренции, прерывая бег в хаотичной, полной забот жизни.
Прогрессивный Иудаизм предлагает свободный, глубоко осознанный выбор, который является правом и обязанностью еврея, желающего знать и понимать исполняемые им законы и традиции.
Для такого еврея смысл Шаббата заключается не в формальном следовании 39 видам запрещённых работ, не в перепоручении выполнения этих работ «Шобес-гою» (не еврею), а в осмыслении Шаббата как основного Божественного замысла по преобразованию человека (Тикун Ацми) и окружающего его мира (Тикун Олам). Шаббат несёт в себе замысел Творца о создании общества, в котором будет господствовать:
1. мир (как в семье, так и в обществе): «…не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя,…ни пришелец твой, который во вратах твоих» (Шмот 20.10);
2. справедливость: «…не совершай никакой работы ни ты,… ни раб твой, ни рабыня твоя» (там же);
3. и милосердие «…не совершай никакой работы ни ты…, ни скот твой» (там же).
Детальніше...
РЕФОРМА В ИУДАИЗМЕ В УКРАИНЕ XIX-го – начала XX-го веков
1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ИСТОРИИ УКРАИНСКОГО ЕВРЕЙСТВА
Впервые еврейское присутствие на территории современной Украины зафиксировано в X веке. Тогда евреи, по-видимому, попали на Киевскую Русь с территории хазарского государства. С тех пор еврейское присутствие на этой земле не прекращалось. Однако широкие массы евреев проживали в Польше и лишь в конце XVIII века, в результате раздела Речи Посполитой, оказались в Российской империи. Согласно плану раздела, к российской территории были присоединены районы Белоруссии, Литвы и Украины (главным образом, регионы Волыни и Подолья, богатые еврейским населением), немного позднее, в 1815 году, было присоединено и царство польское со столицей в Варшаве. В то же время район Галиции остался под властью Австро-Венгерской империи. В результате этого процесса, в первой половине XIX века число евреев, проживавших на территории России, составило более полутора миллионов человек.
В это время в Россию проникли идеи еврейской Гаскалы (Просвещения), которые, однако, стали популярными пока лишь в очень узких кругах. Идеи эти пришли из Германии, и потому на первом этапе распространялись на немецком языке. Но это был иностранный язык, и просветители встали перед языковой проблемой. Иврит большая часть еврейской общины воспринимала как священный язык, на котором запрещено обсуждать будничные вопросы. Идиш, на котором говорило большинство восточноевропейских евреев той эпохи, воспринимался как жаргон, не подходящий для осуществления задач Гаскалы. Что касается русского языка, то большинство евреев в то время еще не знали его в объеме, достаточном для свободного общения. Поэтому, еврейское Просвещение в российской империи начало свой путь на двух языках – иврите (посредством создания новой еврейской литературы на этом языке) и русском (в соответствии с мировоззрением основателей немецкой Гаскалы, определявших как одну из задач – изучение государственного языка страны проживания).
Детальніше...
От Синая к современности
Прогрессивный Иудаизм (ПИ) является либеральным течением в иудаизме, одним из трех направлений в современном еврейском мире. С формальной точки зрения, его история начинается на рубеже эпохи Просвещения, но идеологические корни ПИ уходят к литературе Пророков Израиля и творению еврейских мудрецов Устной Торы («хазаль» – наши мудрецы, благословенной памяти). Уже в те далекие времена была заложена уникальная система творческого, живого подхода к священным текстам, с помощью которой были обеспечены выживание и дальнейшее развитие иудаизма и народа Израиля. Слово Бога, данное народу через Моше на горе Синай, и закрепленное в письменных источниках, всегда служило для наших прародителей неиссякаемым источником с живой водой, питающим все мироздание.
Живая и динамичная полемика мудрецов буквально застыла на месте с завершением, а точнее прекращением записи Ваилонского Талмуда равом Аши в 6 веке н.э. Талмуд с его блистательной школой логического рассуждения, где каждый участник дискуссии имел право высказать собственное, порой диаметрально отличающееся от других мнение, превратился в объемную книгу, довольно непростую для восприятия. Распространение авторитета Талмуда в еврейском мире – это заслуга геоним («гаон» - титул глав йешив в Суре и Пумбедите в Вавилонии), считавших себя наследниками богатой традиции. Талмуд с его множеством трактатов стал основной книгой, изучаемой в еврейском ученом мире, и со временем превратился в путеводитель по еврейской жизни. Талмуд был кодифицирован, из его трактатов вывели галаху (еврейский закон) и постепенно был утрачен интерес к культуре спора и дискуссий, представленной на страницах талмудических трактатов. Единственной вещью, что еще представляла интерес для еврейских ученых и раввинов, была возможность вывести практические законы, регулирующие все аспекты еврейской жизни, от рождения и до смерти. Появление на свет монументального труда раввина Йосефа Каро «Шульхан Арух» (ША) в 16 веке фактически «сковало» иудаизм, став водоразделом между прошлым и настоящим. Авторитетов Галахи до появления «ША» стали называть «ришоним» («первые»), а всех, кто писал свои труды после издания «ША», стали называть «ахроним» («последние»). При этом, мнения «ришоним» и автора «ША» стали неоспоримыми для всех последующих поколений раввинов и учителей.
Детальніше...
И пусть мир станет лучше!
Интервью раввина Александра духовного еврейской газете «Эйникайт»
Дом сбывшейся мечты – так можно назвать Киевский Центр Прогрессивного Иудаизма «Атиква» («Надежда»).
В одной из многочисленных комнат этого замечательного дома мы беседовали с Главным Раввином Киева и Украины общин Прогрессивного Иудаизма Раввином Александром Духовным.
- Раввин Александр, верите ли Вы в то, что мечты исполняются ещё при нашей жизни? – задаю я первый вопрос.
- Один острослов как-то отметил, что планы на будущее, не соответствующие нашим финансовым, умственным или физическим возможностям, называются мечтами. Я мечтал, мечтаю и буду мечтать. Ведь в отличие от мнения острослова, Иудаизм сопровождает мечты надеждой. Именно такое название получил наш Центр, открытый в сентябре 2013года.
Когда осенью 1991 года группа молодых энтузиастов решила возобновить исчезнувшее после Великой Отечественной войны движение Прогрессивного Иудаизма, начавшее свой путь в Украине в начале ХIХ века, они с верой и надежной дали название первой возрожденной общине – «Атиква» - Надежда. Сегодня, спустя 20 лет, такое название носит и открытый на Подоле, в старой части древнего еврейского Киева Киевский Центр Прогрессивного Иудаизма. Религиозные, образовательные, культурно-просветительские, молодежные программы – это лишь малый перечень того, что охватывает своей деятельностью Центр «Атиква». Он открыл свои двери и неправительственным организациям, стал местом встреч еврейской интеллигенции и религиозных деятелей разных конфессий; он превратился в место подготовки лидеров еврейских общин и стал центром программ еврейского образования и развития семьи.
И у меня есть мечта! Ведь мечты, сопровождаемые надеждой, осуществляемые энтузиастами, основанные на развивающейся еврейской традиции, всегда осуществляются!
Детальніше...
Гиюр – это процесс и обряд присоединения к Народу Израиля, принятие на себя веры в Единого Бога и обязанности исполнения заповедей Торы.
Термин Гиюр происходит от слова гер. Гером в Торе называли иноплеменника, живущего среди евреев. В Талмудический и последующие периоды, а также в современной лексике гер – это нееврей, принявший Иудаизм.
История Еврейского народа включает в себя множество примеров перехода в Иудаизм отдельных людей и целых народов. В настоящее время раввины выделяют несколько наиболее распространенных причин обращения в Иудаизм:
• брак с евреем/еврейкой
• «возвращение еврейской души домой»: так говорят о людях, которые рождаются с чувством принадлежности к Еврейскому народу и его Вере
• «еврей по выбору»: когда переход в Иудаизм является итогом долгих духовных поисков
В каждом отдельном случае мотивация кандидата проверяется чрезвычайно тщательно, чтобы исключить возможность принятия решения под влиянием внешних обстоятельств.
Если раввин, к которому обратились с просьбой о прохождении гиюра, счел причины убедительными, кандидата ставят на программу по подготовке к переходу в Иудаизм. Принадлежность к Иудаизму предполагает:
• отказ от всех других религий, верований и практик
• соблюдение Субботы и еврейских Праздников
• организацию личной и семейной жизни согласно Еврейской традиции
• воспитание детей в любви к Торе и Еврейской Традиции
• соблюдение Кашрута (в той или иной форме)
• участие в общественных молитвах
• активное участие в жизни Еврейской общины
• глубокую и прочную связь с Землей Израиля и ее Государством
Детальніше...
Отношение Прогрессивного Иудаизма к Галахе и заповедям одна из основных отличительных черт нашего Движения. Галаха (на иврите означает путь) – это жанр раввинистической литературы, развивающийся со времен Второго Храма до настоящего времени. Задача Галахи заключается в том, чтобы разъяснить требования Иудаизма и регламентировать нормы всех сфер человеческой жизни.
Плюрализм является неотъемлемой частью Галахи. В многочисленных дискуссиях еврейских мудрецов соблюдался принцип сосуществования даже диаметрально противоположных мнений. Ярким примером служат многочисленные споры между мудрецами Гилелем и Шамаем, живущие в первом веке до новой эры. Вопреки всем противоречиям среди сторонников обоих направлений существовало убеждение, что и у тех и у других «слова Бога живого» (Вавилонский Талмуд, Трактат Ирувин 13b). И более того – «желающий жить по Шамаю да поступит так, желающий жить по Гилелю – по своему» (Вавилонский Талмуд, Трактат Ирувин 10b). И в наши дни мы должны признать, что существуют различные варианты решений и обрядов, являющиеся следствием разных подходов, и потому правовые предписания должны вноситься в соответствии с плюралистическим характером еврейской традиции.
Галахические постановления, сформулированные в древние времена порой противоречат моральным ценностям нашей традиции. В этом случае данные постановления необходимо изменить или отменить, так как мы не в праве поступаться требованиями совести современного человека. Следовательно, некоторые достаточно широкие области еврейского права неприемлемы сегодня для большинства евреев. Это, прежде всего, то, что относится к ущемлению прав женщин, к обряду жертвоприношения, к ритуальной чистоте, к отношениям с представителями других народов и другое. На нас возлагается ответственность за поддержание соответствия Галахи и моральных принципов. При этом важно понимать, что если галахическое решение оказалось противоречащим морали из-за изменившихся обстоятельств, оно должно быть изменено так, чтобы соответствовать первоначальному намерению ее автора.
Детальніше...